Механизм развития дефектов
В основе методики контроля электродвигателей лежит понимание того, что основной причиной проблем в электрических вращающихся машинах является вибрация. Вибрация приводит к ослаблению креплений, как следствие - истиранию изоляционного слоя, ухудшению контактов , далее появляются электроразрядные явления, результатом развития, которых будут нагревы контактов, замыкание пластин в пакете стали или же пробой изоляции обмоток.
Другие причины развития дефектов в машинах сосредоточены в районе коробки выводов (проходные изоляторы, токоподводы и их контактные соединения) и заложены на стадии конструирования, изготовления и монтажа.
Методы
Основными методами при диагностике являются см.рис.1:
• I. Метод измерения электроразрядной активности (частичные разряды, искрения в контактах и пакете активной стали, пазовые разряды и т.д.). Основным преимуществом является то, что мы не только умеем фиксировать и различать основные дефектов, но и произвести локацию каждого типа сигналов отдельно.
• II. Метод гармонического анализа емкостного тока. Позволяет определить надежность крепления токоведущих элементов, пакета активной стали, а так же состояния подшипников и качество центровки валов электродвигателя и механизма. Преимущество метода в том, что он абсолютно помехозащищен, так как на емкостный ток влияет только взаимное геометрическое расположение внутренних элементов машин.
• III. Метод гармонического анализа виброскоростей. Позволяет определить зоны максимальной вибрации отдельно для каждого типа дефекта (токоведущих элементов, пакета активной стали или подшипников). Достоинство этого метода в том, что измеряется не общая вибрация, в которую делают вклад все элементы электрической машины, а отдельно каждый из элементов. Затем проводится локация не по максимумам общей вибрации, а по максимумам каждого вида виброявлений отдельно.
• IV. Метод контроля диссипационных явлений (тепловизионный контроль). Позволяет увидеть степень развитости дефектов, как в подшипниках, так и в токоведущих элементах и пакете активной стали.
Появление на корпусе зон локального нагрева, вызванных внутренним проблемами, показывает, что дефекты развиваются давно и необходимо готовиться к ремонту или замене оборудования.